Родительское просвещение

По технологии уроков семейной любви Е.В. Бачевой, руководителя ЧОУ ДПО «Академия родительского просвещения и образования» (г. Пермь).
Инвентарь: проектор для просмотра видеороликов о папах, клей-карандаш и ножницы для конвертов добрых слов (заготовки для конвертов), книги и журналы из списка, копия указа Президента от 04 октября 2021 г. «О дне отца», памятки «Папам девочек» и «Папам мальчиков».
Ход занятия:
- Добрый день, дорогие юные друзья. Сегодня мы с вами собрались поговорить на очень важную тему. Тема эта важна была для нашей страны всегда. Разрешите я зачитаю письмо-благословение отца сыну, государя-императора Александра III своему сыну, государю-императору Николаю II (из журнала «Родной дом», с.30-31, №1, 2013 г.) - читать не всё письмо, а по возрасту. Последнее предложение - главное!
Это было более 100 лет назад – ценность семьи и отцовства понимали всегда даже на государственном уровне. Мы живём в 21 веке. И в этом году 4 октября Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О дне отца» (прочитать).
- Давайте подумаем с вами, почему так важно говорить сегодня о роли отца в семье?
Поднимите, пожалуйста, руки те ребята, которые живут в семье, где мама и папа, родные вам, - ваши семьи называются полными.
Ручки подняли не все ребята. И это говорит о том, что семьи бывают разные: полные и неполные, когда одна мама или один папа воспитывает детей; семьи бывают приёмные, когда дети воспитываются приёмными родителями; бывает, что ребёнка воспитывают бабушка и дедушка, когда родители трагически погибают или не могут воспитывать детей. Семьи бывают разными. Но, дорогие ребята, правильно, когда ребёнок воспитывается в полной семье, где есть мама и папа.
О мамах мы все знаем, что они ближе всех своему ребёнку, она отвечает за эмоции, чувства, настроение ребёнка. Мамин труда всегда в почёте. Она – заботушка, мама делает все, чтобы вам жилось легко, красиво, уютно, сытно. О папах говорят гораздо меньше. Давайте мы с вами посмотрим один сюжет о том, кто такой папа в семье, и поговорим об этом (видеозапись «Папа не слово, а человек»).
- Что вы поняли из этого сюжета? Расскажите, что вам запомнилось. Почему папа не слово, а человек?
Прошу обратить ваше внимание на то, что в сюжете сказали, что папа – это не просто слово, папа – это человек. Поэтому в современных семьях нередко, когда мама второй раз вышла замуж, что ребёнка воспитывает не родной отец. Часто бывает так, что он делает это лучше, чем родной. А бывает и наоборот, что родной отец, живя в другой семье, занимается воспитанием своего ребёнка лучше, чем второй мамин муж.
Пример мужского поведения в семье задаёт не только папа, в семьях есть братья мамы или папы. Они кем приходятся ребёнку? Есть отцы родителей. А это кто по отношению к ребёнку? Правильно, дяди и дедушки. Бывает и так, что воспитанием в семьях занимаются они. И это тоже будет мужское, по-настоящему отцовское, воспитание. Такое возможно.
- Сначала, ребята, скажите вы сами – кто же такой ОТЕЦ?
А теперь обратимся к словарю семейного счастья и прочтём мнения ученых о том, кто такой ОТЕЦ (с.22).
- Совпадает ли мнение учёных с вашим пониманием слова «ОТЕЦ»?
Дети, каждый по-своему, и в то же время все одинаково воспринимают понятие «Отец». В журнале «Родной дом», который издаёт Пермская детская библиотека имени Льва Ивановича Кузьмина опубликованы мнения детей, учеников 6-7 классов пермских школ. Вот, что они говорят. (с.25, №3, 2014 г.).
- А что бы вы добавили от себя?
Молодцы, прекрасные ответы. Сейчас я вам прочту стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо». Вы его прекрасно знаете. И прослушав его, ответите мне на вопрос: почему малыш пришёл с вопросами именно к папе?
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо? —
У меня
секретов нет, —
слушайте, детишки, —
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
— Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал, —
каждый знает —
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошел.
Солнце
в целом свете.
Это —
очень хорошо
и большим
и детям.
Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице, —
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.
Этот вот кричит:
— Не трожь
тех,
кто меньше ростом! —
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
Этот
в грязь полез
и рад.
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни
это
каждый сын.
Знай
любой ребенок:
вырастет
из сына
cвин,
если сын —
свиненок,
Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
“Буду
делать хорошо,
и не буду —
плохо”.
(читать из книги!)
- Ну, что ж? Теперь вспомнили, почему мальчик пришёл с вопросами именно к папе?
Дети отвечают.
- Конечно, папа объясняет проще. Мамы часто говорят много, приводят примеры, с чем-то сравнивают, а папы, пользуясь прямой мужской логикой, объясняют детям простые вещи очень доступно.
Давайте посмотрим ещё один видеосюжет, в котором о своих папах рассказывают дети (ролик «Лучший день»).
- Понравилось? А какой для вас лучший день с папой?
Замечательные дни вы запланировали. И если желаете, чтобы они сбылись, мечтайте о них всерьёз.
День отца – это праздник. А в праздник принято дарить подарки и делать сюрпризы. И мы с вами сегодня сделаем вашим папам подарочные сюрпризы. Мы изготовим для них конверты добрых слов. Пообещайте мне, что вы подарите их не сегодня, а именно в праздничный день, в воскресенье, 17 октября. Итак, мы с вами вырезаем и клеим конверты и выбираем красивые слова для папы. Какой он, ваш папа? А ещё у меня для вас есть домашнее задание. Вы получаете от нас два пустых листочка, на которых написано: «Я люблю тебя, папа (дедушка, дядя, отчим, крёстный), потому что……..», а закончите дома вы сами. Второй листочек вы передадите маме, или бабушке, или сестре, или брату, и его закончат они и вложат в конверт, который вы подарите когда? В праздник.
А пока вы работаете, проведём небольшую викторину о папах из детской литературы.
- Как зовут отца Пеппи Длинныйчулок? (Эфроим Длинныйчулок)
- Королем какого острова был Эфроим Длинныйчулок? (Веселия)
- Кто подарил говорящее полено папе Карло? (Джузеппе, по прозванию Сизый нос)
- Кем был по профессии папа Карло? (шарманщик)
- Как звали папу Дяди Федора в книгах Эдуарда Успенкого? (Дмитрий)
- Папа Дяди Фёдора предложил оставить кота, так как он может:
а) сторожить дом, б) ловить мышей, в) радостно мурлыкать
(Сторожить дом: Будет у нас сторожевой кот)
- Как звали папу Муми-тролля? (Муми-папа)
- Кому хотел сделать подарок из камня Муми-папа? (Муми-маме)
- Что плохо для прогулок, по мнению В. Маяковского?
(Если ветер крыши рвет,
Если град загрохотал, -
Каждый знает –
Это вот для прогулок плохо).
10. Кто может вырасти из сына-свиненка в стихотворении В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Вырастет из сына – СВИН).
Список источников:
- Бачева Е.В. Словарь семейного счастья.
- Журнал «Родной дом»: №1,2013; №3, 2014.
- Указ Президента РФ от 4 октября 2021 г. «О Дне отца».
- Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
- Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок.
- Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо?
- Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот.
- Янссон Т. Муми-тролль.